В столице России, на 94-м году жизни умер Марлен Хуциев. Создатель фильмов, ставших символом эпохи 60-х, создатель своего – « особенного кино-языка». Соболезнования родным И близким режиссёра высказал руководитель В. В. Путин.
« Мы не хотели окунать кисть в ведро С дегтем», - заявлял Марлен Хуциев о кинематографе оттепели. И Сам снимал всегда нетрудно, воздушно И бесприпятственно. В кино выбрал свою интонацию: тихую, доверительную, бывает ироничную. Она стала контрапунктом официальному языку эпохи.
« по любому кадру можно узнать. Это любой человек скажет - у Марлена Хуциева Был абсолютно исключительный собственный почерк. Именно этим Он И отличался своей исключительностью, своим чувством мира - совершенно тонким, совершенно отдельным», - подчеркивает режиссер, народный актер России Владимир Хотиненко.
Марлен Хуциев снимал неторопливо. Сам себя называл дедушкой русской пролонгации.
« Он любил процесс. Ему было весьма труд прийти к результату. Он бесконечно мог трудиться С артистом, полировать мизансцены, переделывать текст, к тому же Он реально улучшал», - говорит декан режиссерского факультета ВГИКа Николай Скуйбин.
« Весна на заречной улице» обезоруживала своей искренностью И критику, И зрителя. Историю любви учительницы И сталевара посмотрели более 30 млн. человек.
« Он любил съемки превращать в праздник для всех. Приходили Его друзья, что-то помогали, Он спрашивал их совета – хорошо ли Это сделал, хорошо ли Это снял. Я отлично понимаю, что Он лучше них знал, что хорошо, что плохо снято», - рассказывает режиссер Петр Шепотинник.
Фильм « Застава Ильича» - этапный не только для режиссера, но И для всего советского кино. Дискуссии, сомнения, поиск. Жизнь, которой так недоставало советскому человеку, которую не имела возможности пропустить на экраны цензура. С купюрами картина вышла на экраны в середине 60-х, С именем « Мне двадцать лет», И лишь спустя 20 лет зрители увидят Фильм таким, каким задумывал Его режиссер.
« Его сразу заинтересовали современники И граждане, которые жили совсем близко С ним, но уже принадлежали другому поколению, не прошедшему войну. И Его интересовала Именно их участь, по этой причине от « Весны» через « Два Федора», где появился Шукшин, к Его самым известным картинам « Застава Ильича» И « Июльском дожде», Он сделал портрет поколения нового», - объясняет киновед Кирилл Разлогов.
Марлена Хуциева называли « сейсмографом эпохи». « Два Федора», « Июльский дождь», « Был месяц май» - документальные слепки времени. Истории, где правды было больше, чем в официальной хронике. Критика принимала фильмы Хуциева прохладно: излишний эстетизм, претенциозная режиссура. Знатоки доказывали: Это кино европейского уровня.
« Когда 1-ый раз Феллини прибыл в столицу России, Его спросили, что бы вы хотели посмотреть тут в столице России. Он заявил - Я Желаю посмотреть материал к фильму « Застава Ильича» Марлена Хуциева. Как Он вообще узнал, кто такой Марлен Хуциев?», - вспоминает режиссер, народный актер России Сергей Соловьев.
Герои Его фильмов, утратившие юношеский романтизм, не вписывающиеся в окружающую действительность, находили отклики в сердцах зрителей И партнеров. После просмотра « Заставы Ильича» Михаил Ромм заявил: « Марлен, вы оправдали свою Жизнь».
« Он Был человеком, который не только производил картину, Он производил картины про то, что С нами со всеми происходит. И что С нами со всеми будет, если Мы чего-то не предпримем», - добавляет Соловьев.