Русский музей готовит экспозицию о Николае I. Это уже шестая экспозиция в цикле " Сага о Романовых". Посетить её будет возможно уже завтра в Михайловском замке. Юлия Струкова - подробнее.
Взглянуть на николаевскую эпоху С разных сторон предлагает Русский музей. Одна из примет времени – парады – им посвящен целый зал. Николай Павлович любил демонстрировать величие державы. Вот на полотне Григория Чернецова – 223 реальных персонажа. Среди них Пушкин, Крылов, Жуковский. Правитель, которого Толстой называл " Николаем Палкиным", а Ключевский - военным балетмейстером, тут предстает личностью многогранной.
" Известные стихи про то, как дурак умного догоняет, да Исаакий Не пускает – Это речь о Николае, который вздумал реформами догнать своего предка Петра Великого, Но ему то Не удается", - говорит Григорий Голдовский, зав. Отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Русского музея.
Государь, который начал свое правление С команды « Пли!» на Сенатской площади, а закончил жизнь под грохот победных вражеских залпов в Крымской войне, так и Не смог исполнить своих утопических задач – навести в стране порядок. Не помогли ни жандармский режим, ни жестокая цензура.
" Он трезво определял устройство страны. Заявлял, что в РФ правят Не власти, а столоначальники. Он отлично осознавал, что в стране воруют, что в стране существуют дураки и бездорожье. Другой вопрос, что Он считал, что его усилий, умения держать все Это под контролем и в железном кулаке будет достаточно, чтобы страну реформировать и удержать", - подчеркивает Григорий Голдовский.
С обратной стороны, покровительствовал искусству – была реформирована Академия художеств. В Это же время – всплеск научных открытий, расцвет литературы, пушкинская Эпоха почти совпадает С николаевской. Император Николай, в юности веселый, сентиментальный, мог заплакать, когда слышал о чьем-то горе. Приверженец рыцарских традиций – целый зал посвящен каруселям, придворным турнирам. Для которых создавались специальные призы в форме ваз-кубков.
" Создается впечатление, что Он нутро-то свое таил. Известны его истории глубочайших личных переживаний, связанные С судьбой детей – долгого незамужества великой княжны Ольги Николаевны", - добавляет Григорий Голдовский.
Император Николай скурпулезно берег и приумножал все, что связано С семейной - а Это означает государственной историей. В 1-ом из залов расположится Часть так называемой Романовской галереи. С 1840 года по распоряжению Николая Первого в Малом Эрмитаже собирали портреты уполномоченных императорской династии, начиная С Михаила Федоровича. Работ оказалось порядка двухсот. Но собрание было расформировано после революции. Часть портретов расположилась в разных музеях, определенные и вовсе исчезли. Конец дворянской эпохи – начало времени разночинцев. В полотнах, скульптуре, одежде, фарфоре. Эпоха умного, эмоционального, Но жесткого и чересчур самоуверенного правителя.