При записи звучания голоса (как одиночного, так и сразу нескольких – при параллельном или хоровом исполнении произведения) самое важное – избежать присутствия или появления шума. Как минимум – снизить до возможного уровня.
Небольшой хитростью является звукозапись в студии чистых от вокала нескольких секунд – при отсутствии голоса воспроизведение записи или обработка с помощью компьютерных программ однозначно укажет на уровень и вид шума.
При выявлении места в записи, где шум слишком велик, нужно обработать этот участок. Основным способом является компрессия шума: усиление мест, где целевой звук (вокал или музыкальное сопровождение) имеет низкую громкость, с параллельным ослаблением мест, где зашумление достаточно сильно. Полезно проводить эту операцию неоднократно, с прослушиванием получаемого результата, сравнением с предыдущим качеством и оценкой степени соответствия ожидаемому результату.
Если этого недостаточно, можно попробовать нормализовать звучание. Для этого целевой звук подается на запись на максимально возможном уровне. После выполняется снижение общего уровня громкости – под требуемое среднее значение. При этом станет тише не только вокал – почти гарантированно шум устранится или хотя бы спадет до незначительного уровня. Способ также хорош тем, что его результат имеет существенно лучшее качество в сравнении с ненормализованной записью.
При всех возможностях техники и программного обеспечения должен быть на высоком уровне вокал и сам музыкант. Если музыкальный уровень исполнителя имеет изъяны, или вокал исполняется не очень хорошо, поправить или доработать запись бывает сложно. Поэтому следует уделять внимание не только природным данным вокалиста, но и развитию его таланта.
Причина также кроется в назначении записи: для обычной демонстрации, танцевального хита местного масштаба, разговор в радиоэфире, запись семейного праздника или городского хора. Каждый такой жанр имеет свои допуски качества и характер звучания, что накладывает требования по уровню обработки. С учетом того факта, что не только исполнители, но и аранжировщики, продюсеры и звуковые техники имеют явно отличающиеся уровни восприятия и оценки вокала, метод и глубина обработки могут кардинально отличаться.
Неотъемлемой частью исполнения и записи является разминка. Она заключается в выполнении комплекса упражнений на губы, язык и гортань. Мышцы этих частей тела перед пением или чтением необходимо разогреть. Как следствие выдаваемый звук будет записан в высоком качестве – без хрипоты, дребезжаний и присвиста, которые похожи на шум.
После разогрева следует выполнить пробное чтение слов. Это выполняется без записывания вокала, после делается запись. Полезно ее прослушать сразу после создания. Будет понятен уровень произношения, проявятся незаметные изначально дефекты, можно будет устранить шумы. С учетом обнаруженного выполняется первый дубль запии песни.
Запись обычно производится в закрытом помещении. Закрывая окна от шума автомобилей и техники, часто забывают о менее громких источниках: холодильник, компьютер, голоса других людей, бытовые звуки. Идеальная запись выполняется в специально защищенной комнате с поверхностями, обитыми мягкими звукопоглощающими материалами.
Более того, собственный голос вокалиста отражается от стен и потолка и попадает в микрофон, создавая диссонанс. Для предотвращения этого явления повсеместно применяется так называемый фильтр – экран, устанавливаемый между исполнителем и микрофоном. Он играет роль барьера для слабых шумовых загрязнений и в некоторой степени сортирует звуковые волны, а также защищает от звуков вдоха-выдоха. Фильтры продаются либо могут быть изготовлены самостоятельно из ткани или тонкого поролона.
Имеет значение сам микрофон. Для глубокой передачи голоса следует задействовать устройство профессионального уровня (стоимость таких моделей может составлять сотни долларов).
Кажется не имеющим большой важности, но ее определенно имеющий – фактор положения и движения тела вокалиста. Шаркание ногами о покрытие пола, переминание с ноги на ногу, помахивание руками и создаваемый шорох одежды входят в запись наравне с голосом. Движения головой изменяют тон и тембр голоса – об этом важно помнить. Полезно контролировать дыхание – резкие выдохи и вдохи будут слышны, если дышать прямо в микрофон. Опытные певцы дышат немного в сторону.
Если при записи есть необходимость слушать свой голос, делать это необходимо через наушники, а не динамики. В последнем случае масштабы эха будут критичными для дальнейшего прослушивания. Этот ход дает неожиданный эффект при исполнении произведений эмоциональных и ярких – собственное пение добавляет накала и чувств к исполнению, в результате вокал становится насыщеннее.
К путешествиям нужно готовиться заранее, одеваться в соответствии с местным климатом, изучать, по возможности язык, заранее подготовить маршрут следования, узнать про достопримечательности, которые следует обязательно посетить