65 лет назад в Дрезденскую галерею вернули шедевры, спасенные советскими войсками
65 лет назад в Дрезденскую галерею вернулись шедевры изобразительного искусства, спасенные советскими войсками после бомбардировки города во время 2-ой мировой войны. Но прежде чем коллекция снова оказалась в столице Саксонии, полотна Рафаэля, Тициана, Рембрандта смогли увидеть посетители Пушкинского музея в столице России.
Одна из наиболее известных работ Тициана - « Динарий кесаря» - Была обречена на гибель, пролежав в каменоломнях, по стенам которых текла вода.
« Она поступила к нам намокшей страшно. Все дерево промокло, однако Она Была вся в плесени, вся покрыта белыми хлопьями плесени», - говорит руководитель ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова.
Армия Конева подходит к Дрездену, который за несколько столетий Саксонскими курфюрстами превращен в сокровищницу мира. Но легендарная галерея пуста, А город за несколько налетов американских И английских самолетов буквально сравнялся С землей. Курт Воннегут назвал Это преступление, сравнимое по жертвам С бомбардировками Хиросимы И Нагасаки, « бойней». Нацисты спрятали шедевры Рафаэля, Рембрандта, Тициана в 50 тайниках. Путь к штольням, где лежали картины в открытых деревянных ящиках, преграждали мины.
« С величайшими предосторожностями картины были отобраны из своих страшных могил И вывезены в Москву», - рассказывала Ирина Антонова.
Так, Дрезденская галерея - гордость всего просвещенного мира - Была спасена два раза. Сначала - советскими солдатами, Потом - музейными сотрудниками, в числе которых Была недавняя выпускница университета Ирина Антонова. Она И в настоящее время, помнит, Как подъезжали грузовики С картинами, И солдаты заполнили ими весь 1-ый этаж. Самое сильное впечатление всей жизни - « Сикстинская Мадонна».
« тут, между колоннами, распаковывали ящик, пришедший из Дрездена. Я даже помню эти руки рабочих, которые держали раму. Они стояли сзади И придерживали картину, ее раму перед нами», - вспоминает Ирина Антонова.
Младенец, которого мать приносит в жертву человечеству, И он знает о грядущей жизни И смотрит на тех, кому его принесут в жертву, без страха И злобы. Как этот отзывалось в сердцах советских людей, прямо сейчас отдавших ради победы над захватчиками своих детей? Предположительно Так же, Как заявил солдат, увидевший в каменоломне спасенного Рафаэля: « Она на жинку мою похожа - ее также, наверное, вели на висилицу за то, что укрывала у себя партизан». у всех присутствующих увлажнились глаза, вспоминает Ирина Александровна, даже у стоявших перед картиной Рафаэля мужчин.
« Потом картину перенесли в Итальянский зал, Мы его называем Белым залом. Она стояла там вместе уже С другими картинами из Дрезденской галереи. Само собой, Она производила большое впечатление, И перед ней опять-таки плакали люди», - говорит Ирина Антонова.
Десять лет советские реставраторы выхаживали картины, Как тяжелых пациентов. Была проведена колоссальная работа. Полотнам Дюрера, Рембрандта И еще пяти сотням художественных картин вернули их первоначальное состояние. Тот же Тициан отлеживался несколько месяцев - главный реставратор Корин запретил его трогать: « Пусть картина придет в себя!».
« Я Была уверена, что надо было оставлять галерею у нас. В этом есть историческая справедливость - нанесен такой вред нашей стране, А Так же среди них ее художественным ценностям, ведь Это справедливо», - уточнила Ирина Антонова.
Настоящим потрясением стало письмо, опубликованное в газете « Правда»: « Собрание Дрезденской галереи возвращается в Германию». Работники не понимали, не принимали этого решения - Как же Так?! Разве Это не заслуженный кровью трофей?! Через месяц в Пушкинском устроили прощальную Экспозицию. И четыре месяца музей показывал шедевры в беспрецедентном режиме: С 8 утра до 23 вечера, без праздников. Вокруг Пушкинского круглосуточно стояла очередь.
« Это самая веселая очередь, которую Я видела в музей. Эта экспозиция шла Как праздник. И не потому что возвращалась, нет. Царило искусство», - подчеркнула Ирина Антонова.
Хроника С экспозиции 1955 года. Это был восторг от красоты, добавляет Ирина Александровна, кроме того И от того, что Все были уверены, Как И Я, Она, Эта красота, останется С нами.
« Знаете, что поколебало мою уверенность? В какой-то момент Я побывала в Дрезденской галерее, И мне Как-то стало кристально ясно - нет Дрезденской галереи, нет Дрездена Как города. Лишение этого города галереи - Это просто вынимать его душу», - считает Ирина Антонова.
« Мы сильные, благородные И любим культуру, по этой причине возвращаем вам картины» было написано в книге отзывов той легендарной экспозиции 1955 года, вспоминает Ирина Александровна И С горечью добавляет: « Табличку, которая провисела на стене Дрезденской галереи всего несколько лет - " Эту коллекцию спасли советские солдаты" немцы могли только не убирать».