В музее Востока открылась выставка "О Чукотке резцом и тушью"
В музее Востока открылась экспозиция « О Чукотке резцом И тушью». Живописные работы И изделия косторезного промысла привезли в столицу России из Анадыря.
Уэленская косторезная мастерская возникла на Чукотке в 1931 году. До этого гравировкой по моржовому клыку занимались только мужчины. И вот к работе допустили местных женщин, которые стали создавать самые изящные работы.
« Уэленские женщины, взявшие в руки инструменты граверов, были искусными вышивальщицами. Они обладали весьма тонким чувством цвета, чувством линии И вот Эти способности привнесли в гравировку на моржовых клыках. Ну А что касается резьбы по кости, то этим по-прежнему занимаются только мужчины, потому что этот труд требует определенных физических усилий», — поведал Михаил Бронштейн, куратор экспозиции.
Эта работа современного резчика Максима Эргиро рассказывает О традиционном помысле народов Чукотки — отлове оленей. Подставка композиции сделана из скелетного ребра кита, А фигурки — из моржового клыка. Главная сложность Для резчика — работа С капризным материалом. Несмотря на прочность, он может в любой момент может дать трещину, И работу надо будет начинать заново.
« Косторезное искусство С самого начала разделилось на 2 крупных направления. Это мелкая пластика — изготовление скульптур И скульптурных композиций, занимаются этим резчики: Они режут клык моржа — Это зуб его. Другое направление — Это гравировка. При помощи специальных приспособлений коготка выцарапывается рисунок, И потом заполняются Эти царапины органическим красителем», — объяснила Ирина Романова, зам. директора Музейного центра « Наследие Чукотки».
Эти гравюры на клыке моржа — словарь чукотского языка в картинках. Для многих гостей стало открытием, что имя Умка из знаменитого мультфильма в переводе С чукотского означает « белый медведь». Эти хрупкие работы в столицу России привезли в первый раз из самого крупного Музейного центра Чукотки. Соблюдая все меры безопасности.
« на 1-ый взгляд кость кажется прочным материалом, но Это далеко не так, так как кость весьма боится перепадов температуры И влажности. И по этой причине надобно было как следует упаковать И аккуратно перевезти», — уточнила Елена Тимошина-Кергинто, главный хранитель Музейного центра « Наследие Чукотки».
Парусник из моржового клыка И китового уса называют ювелирной работой Гемауге — одного из наиболее известных мастеров Уэленской косторезной мастерской. На экспозиции можно увидеть его непростую резную фигуру « Шхуна», которую отреставрировала Ирина Левашова — И написанный ею портрет Гемауге.
« Пришла такая идея — соединить мою реставрационную работу И творчество, оттого что я занимаюсь японской живописью Суйбокугам. На свитке изображен Гемауге С собственной шхуной, естественно, его давно уже нет С нами, И по известным фотографиям я написала портрет», — поделилась Ирина Левашова, художник-реставратор.
Каждая работа на экспозиции — Это синтез истории И современности. Тут можно увидеть, как резчики, начиная С середины предшествующего века, работали С древними техниками И узорами. Похожие прерывистые линии И круги наносили на оружие в первом веке нашей эры. А сейчас Они украшают фигурку рыбака, сделанную в 2008 году в форме наконечника копья.