Третьяковская галерея представляет ретроспективу работ Марии Якунчиковой-Вебер
Еще не символизм, Но его предсказание - так заявляют о живописи И графике Марии Якунчиковой-Вебер, одной из первых русских художниц, получивших профессиональное образование. В Третьяковской галерее открылась ретроспектива Ее работ, вторая в столице России за Последние 115 лет.
Творчество Марии Якунчиковой немного знакомо. Ее полотна есть в Третьяковке, Русском музее И иных собраниях. Несправедливо короткая Жизнь, которая оборвалась слишком рано, в 32 года, из-за чахотки. Художница успела сделать большое число работ в разных стилях (от реализма до зарождавшегося тогда экспрессионизма) И авторских техниках, одна из них - выжигание декоративных панно.
« Она выжигала глубокий контур, А поверх уже покрывала тот или другой фрагмент изображения цветом И краской. Это давало возможность такого невероятного обобщения, которое, само собой же, предвосхищало эстетику модерна», - пояснила гендиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Рожденная в купеческой семье, Она Была связана родственными узами с Третьяковыми, Мамонтовыми, Поленовыми. Их дом стал Для начинающей тогда художницы настоящей академией. Первые работы Марии Якунчиковой - в пятнадцать лет вольной слушательницы Московского училища живописи, ваяния И зодчества - Это пленэрные опыты.
« Ту задачу, которую ставил когда-то Поленов Для своих учеников, Она, несмотря на то, что у этого человека в классе не обучалась, Но обучалась дома, в общении с кругом его же близких друзей И учеников. Вот Это изображение белого, разработка белого цвета, смотрите, Как Она умело все Это передает», - говорит куратор экспозиции Ольга Атрощенко.
Из-за болезни Ее Жизнь прошла между РФ И Европой. Последние годы - в Швейцарии, местечке Шен-Бужери. А в 18 Она переехала в Париж. Как ей тогда получилось влиться в содружество парижских художников-новаторов, создавших язык современного цветного офорта, - загадка. Но Якунчикова стала первым русским мастером, которая овладела этой техникой.
« Понять, какие краски будут И разложить по цветам. Была одна доска гравированная, на которой пребывал основной рисунок, И число досок, соответственно, подбиралось по количеству разных красок. Небо обязано быть такого оттенка, Это означает, делалась Для неба отдельная доска», - поведала хранитель отдела графики XVII - начала XX века Государственной Третьяковской галереи Нина Маркова.
Мария Якунчикова использовала любую возможность летом приезжать домой. Жизнь за рубежом И тоска вдали от родных мест наиболее отразились в Ее работах. На многих запечатлена усадьба « Введенское».
« Это было место, где семья проводила лето, где дети были счастливы. Им построили детские домики в лесу, там были прекрасные вокруг пейзажи, река, старинный барский дом, когда-то подаренный Лопухиным Екатериной Второй. И Это детство, эта природа, эта красота старой усадьбы, в реальности, создала мировоззрение Марии Васильевны», - добавила куратор экспозиции Елена Теркель.
Художница увлекалась И графикой. К примеру, начала создавать азбуку, где буквами служили изображения русских народных игрушек. Этот проект остался в эскизах, наоборот другому было суждено воплотиться. Сергей Дягилев внес инициативу Марии Якунчиковой создать обложку Для журнала « Мир искусства». Художница изобразила лебедя. Для эстетики модерна эта птица Была важным символом. Одиннадцать номеров вышли Как раз в этом оформлении.
на экспозиции также представлены документы, фотографии, оригинальные стеклянные пластины, уникальные негативы И позитивы, сделанные Ее мужем Львом Вебером. Весь Этот архив долгое время хранился в Их швейцарском доме в Шен-Бужери.
В настоящее время деревянные окна производятся с соблюдением евростандартов, разработанных Институтом оконной техники, Розенхайм, Германия (Institut für Fenstertechnik e.V., Rosenheim, Deutschland)