Новая экспозиция Музея читателя Российской государственной библиотеки искусств " Четыре года испытаний. Спектакли о Великой Отечественной войне" посвящена 75-летию Победы И рассказывает об весьма трудном, насыщенном событиями военном времени. Среди иных экспонатов есть редкая фотография столичной премьеры пьесы " Фронт" 1942 года - драматического произведения, которое вошло Не только в историю Отечественной литературы, Но И в воинскую летопись страны. В фондах РГБИ существует И другие уникальные материалы о постановках " Фронта", эксклюзивно предоставленные библиотекой для публикации на нашем интернет представительстве.
« Фронт» был написан известным советским драматургом, сценаристом, прозаиком Александром Евдокимовичем Корнейчуком (1905 - 1972). Трудиться над пьесой создатель начал по личному указанию Сталина. До войны творчество Корнейчука много раз отмечалось правительственными наградами, его произведения печатались И ставились.
Заказ темы был Не случаен: звучала критика старых командиров Красной Армии, Не умевших действовать в новых условиях войны. В образе командующего фронтом Горлова угадывались черты героев Гражданской, для которых основной стратегией боя оставалась лихая атака, а вовсе Не военная наука.
в последнем месяце лета 1942 года Пьеса была напечатана в нескольких номерах газеты « Правда», вызвав разные суждения в обществе. К примеру, - отрицательную оценку у многих военачальников. Сталин телеграфировал маршалу Тимошенко: « Пьеса будет иметь большое воспитательное значение для Красной Армии И ее комсостава. Пьеса правильно подчеркивает недостатки Красной Армии, И было бы неправильно закрывать глаза на эти недостатки. Надо иметь мужество признать недостатки И оказать воздействие к их ликвидации… ».
оснащенные оружием силы СССР в это сложное время нуждалась в военных руководителях новой формации. С 1942 во главе Армии встают те, кто в будущем смог переломить ход войны И привести страну к победе. Определенную роль в судьбах полководцев Великой Отечественной сыграла И Пьеса Александра Корнейчука. Образы своих героев драматургу выдумывать Не пришлось: во время войны он служил в политуправлении Юго-Западного фронта, где имел возможность общаться С военачальниками большого ранга.
22 театра страны на практике в тоже самое время поставили « Фронт». Эвакуированные из столицы России знаменитые театры Вахтангова, МХАТ, Малый, Ленинского комсомола представляли постановки, где играли такие звезды, как Константин Зубов, Михаил Царев, Николай Анненков, Алексей Дикий И др.
Столичный зритель увидел « Фронт» на сцене Московского театра драмы в постановке режиссера Н. М. Горчакова И живописца Б. И. Волкова. У этого театра Не было большой истории, он был специально создан Поначалу войны И в 1942 году оставался единственным драматическим театром, работавшим в столице России.
Не прекращала свою деятельность И Государственная центральная театральная библиотека, как в тот момент называлась РГБИ. Наиболее ценные фонды были эвакуированы, из 30-ти работников осталось только трое, продолжавших работу по обслуживанию режиссеров, художников, актеров, которые готовили программы для фронтовых бригад. Шло взаимодействие И С Московским театром драмы, приглашавшим на премьеры новых пьес о войне.
на фото - сцена из спектакля « Фронт»: разговор командующего фронтом генерала Горлова (народный актер РСФСР Владимир Любимов) со своим братом, руководителем авиазавода Мироном Горловым (народный актер РСФСР Дмитрий Орлов).
Пьеса Корнейчука была в афише театров всю войну. Но И в мирные годы, причисленная к советской классике, она оставалась в репертуаре многих коллективов - напоминая о трагической военной поре, потребовавшей от каждого человека подобных трудных решений.