Кинооператору Левану Пааташвили исполнилось 93 года
Левану Пааташвили исполнилось 93 года. Кинооператор снял Более двадцати фильмов, работал с Абуладзе, Кончаловским, Адабашьяном. Он всегда осознанно отступал в тень режиссеров, по этой причине каждая Его лента - эксперимент и поиск Иного изобразительного языка.
« Этот фильм мне с самого начала виделся как рисунок итальянским карандашом на светлом фоне» - вспоминает Леван Пааташвили.« До свидания, мальчики» - простую историю, по повести Бориса Балтера, снимали в Евпатории, минимум декораций, почти документальное черно-белое изображение.
« Там легкий был материал. Актеры, бесприпятственно все, прекрасное море. Прекрасные берега, интерьеры натуральные, – рассказывает Леван Пааташвили.- Вы не обнаружите ни единого кадра чтобы облака были фантастические, за которыми охотятся, чистое небо, графическая линия горизонта. Именно так подошли к решению этого фильма».
Иного решения взыскивал « Бег» Алова и Наумова. Режиссеры любили « плотные» кадры, - вспоминает Пааташвили. Ценили динамику движения, смену ритма. Сцена сшибки красной и белой конниц потребовала особого технического решения: съемки с движущейся платформы.
« Видимо когда-то на этом участке была узкоколейка, Я уцепился. Ее отреставрировали сразу, поправили, притащил Я платформу. Попросил Я мешки привезти с песком, и завалили Ее, потому что рельсы древние, в плохом состоянии дорога была. А если мешки тяжелый груз мы ставим, тогда не станет вибрации», - вспоминает оператор.
Сцена пожара в Сибириаде Кончаловского - одна из наиболее сложных в съемочной биографии Левана Пааташвили. Ее готовили несколько дней.
« Гигантскую эту штуку, загнали туда бензин бочками бензин. Взорвали все. Иди и снимай, пожалуйста. Вот так снимали», - говорит Пааташвили.
Самые выразительные сцены Леван Пааташвили снимал сам - в пекле.
« Я бегал в большинстве своем с камерой с рук снимали все, ложился близко подходил. Потом у меня был французский костюм, чтобы в огонь заходить, весь закрытый, никакого угара», - добавляет юбиляр.
После съемок « Сибириады» Андрей Кончаловский заявил о работе с Леваном Пааташвили: « Его отточенное мастерство, самоотверженность, изобретательность- не главное. Важно то, что Пааташвили видит мир как художник».