В Музее им. Андрея Рублева представили паломнические реликвии
В Музее Андрея Рублева показали паломнические реликвии. В новой экспозиции - предметы, которые русские Паломники привозили из святых мест. Это Иконы, графика и произведения декоративно-прикладного искусства.
Иконы из перламутра создавали в Вифлееме. Перламутр считался священным материалом, сложным в обработке. Как заявляют кураторы экспозиции, занимались изготовлением подобных икон в большинстве своем православные арабы.
« Цельная раковина Как экран для лампады, То есть если сзади в лампаде зажигался свет, То раковина была полупрозрачная, и изображение светилось, Как живым казалось. Это уникальная лампада с экраном», - объяснила заведующая научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева Светлана Гнутова.
Все, что находилось на святой земле, считалось священным. Паломники старались увезти с собой частичку этой святыни, а потому Иконы писали даже на черепах рыб, в данном случае сомов.
« Паломники Всего мира стремились в Святую Землю именно потому что они хотели попасть в те места, где ходил Спаситель, где жила Божия Матерь, и там Все оживало, и время спрессовывалось, и Паломники оказывались Как будто в I веке по своим ощущениям», - говорит Светлана Гнутова.
на экспозиции можно увидеть памятники, созданные монахами горы Афон из разных пород деревьев, Большей частью из палисандра, ореха, кипариса. Этим мастерством владели в разных монастырях Афона, но самым известным был Хиландар. Он расположен в северо-восточной стороне полуострова.
« в XVII веке патриарх Никон заказывал такие кресты, чтобы ему с Афона привозили подобные вещи, и такие кресты вставлены в Кийский чудотворный крест, который размещается в храме Сергия в Крапивниках», - добавила Светлана Гнутова.
Чуть позднее, в XVIII -XIX веках, афонской резьбе стали подражать в Киево-Печерской лавре, она считалась наиболее миниатюрной и виртуозной. В Троице-Сергиевой лавре создавали такие композиции в бутылках.
« Это, и в правду, было единственное место, где резчики Этим занимались. Это Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры. То есть этот феномен известен только там. Через узкое горлышко тонкими пинцетами составить такую достаточно большую композицию было весьма непросто», - объясняет начальник отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублева Жанна Белик.
Всего тут - более 100 памятников, созданных в период с XVII по XX век. Это произведения декоративно-прикладного-искусства, иконописи и графики из собрания Музея имени Андрея Рублева и частных коллекций.