110 лет со дня рождения кинорежиссера Павла Клушанцева
Своим фильмом « Дорога к звездам», снятом в 1957, Павел Клушанцев опередил И технологии кино: сделать такие достоверные спецэффекты — задача по тем временам невероятная. И науку. Запущен 1-ый спутник, Но полет человека в космос И более того высадка на Луну, казались невероятными.
Из воспоминаний режиссера Павла Клушанцева: « Я пришел в наши главки в столице России И заявил, что Желаю создать фильм о возможности полета в космос. Мне заявили: „ Павел, не дури! В космос полетят через 200-300 лет, когда нас не станет. А в настоящее время ты лучше сделай нам картину про то, как увеличить урожайность сахарной свеклы“ ».
Но Клушанцев в собственных фильмах мечтал оторваться от земли, выйти за пределы атмосферы И бесприпятственно путешествовать по Вселенной. Для этого Он прилагал все старания, преодолевая земное И бюрократическое сопротивление.
в архиве сохранились рукописи И чертежи — рабочие материалы к фильмам Павла Клушанцева. Он продумывал устройство космического корабля почти как инженер-конструктор, каждую деталь скафандра так, чтобы космическому путешественнику было удобно. И даже рассчитывал процесс фотосинтеза — каким Он мог быть на иных планетах.
Для Павла Клушанцева было важно, чтобы Его разработки Для фильмов были верными И с научной точки зрения.
« Клушанцев был знаком с Королевым. Он с ним переписывался, Он к нему ездил. И Королев удивлялся всегда одной только вещи: как человек, само собой технически И инженероно грамотный, Но человек, не связанный с высокими технологиями, может создать все эти машины, ракеты так, что они приближаются к реальности», — вспоминает киновед Виктор Бочаров.
в сценах невесомости, показанных в кинофильме « Дорога к звездам», даже космонавты не имели возможности признать постановку. Для Их съемки режиссер применял метод вертикальной съемки. Двойники актеров, цирковые гимнасты, подвешивались на стальном тросе к потолку. Трос полностью перекрывался телом, человек бесприпятственно вращался в кадре.
Для наиболее сложных трюков применялись муляжи И куклы. В музее студии « Леннаучфильм», на которой Клушанцев снимал свои картины, сохранилась небольшая часть наследия режиссера. Энтузиасты спасли эти экспонаты в 90-е, когда они оказались буквально на помойке. По ним сегодня можно понять, насколько точной до деталей была работа режиссера.
« Лица всех космонавтов, это были Лица актеров. Так как фильм игровой И у него снимались актеры довольно известные, когда надо было делать трюки совершенно уже невозможные, все снималось в павильоне, тогда обращались к куколкам», — поведала редактор студии « Леннаучфильм» Лариса Кухалева.
« Планета Бурь» вышла на экраны в 1961 году. В этой ленте Клушанцев обратился к жанру научной фантастики. История про советскую экспедицию на Венеру произвела впечатление даже на западных экспертов по спецэффектам. Участники съемок вспоминали: Клушанцев настолько хорошо ориентировался в материале фильма, что казалось, Он уже успел сам побывать на Венере.
на счету Клушанцева более 300 разработок в области комбинированных съемок. Их секреты сегодня почти забыты. У режиссера не было учеников, Но есть поклонники И последователи, которые И хранят память о звездном мечтателе И в наши дни.
Звездный путь Павла Клушанцева начался в 2008 году. Его именем назвали малую планету 321 046. Она летит в главном поясе астероидов где-то там между орбитами Марса И Юпитера.